Школа развития речи (ПФДОД)


ПРОГРАММА

ОПИСАНИЕ

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это основа интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Поэтому данную программу назвали «Школа развития речи».

ПЕДАГОГИ

Лаврентьева Ирина Александровна

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Речь. Речь и ее значение в жизни. Техника речи.

2. Речь. Устная  и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.

3. Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыхание в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

4. Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова- «родственники».  Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы). Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но различные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

5. Умение выделить слова- «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову   слова- «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов - «родственников».

6. Умение определить лексическое значение слова, в том числе на основе словообразовательного анализа. Умение определить лексическое значение многозначного слова по сюжетным картинкам, в контексте.

7. Умение выбрать синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

8. Умение отличить слова- «родственники» от синонимов, омонимов и слов с графическим или звуковым сходством.

9. Предложение и словосочетание. Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным или восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать ( произносить предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаками).

10. Текст. Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от нескольких предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текстов. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

11. Культура общения. Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.

12. Умение пользоваться словами - выражениями просьбы, благодарности, извинения, в собственной речевой практике с учетом ситуации общения, приветствия, прощания.                                                                                                                 

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции