Культура речи и театр юного чтеца
ПРОГРАММА
ОПИСАНИЕ
Формирование культуры речи и развитие речевой компетенции учащихся - это важные задачи, стоящие перед учителями русского языка и литературы в современной школе. Проблема речевой культуры в условиях модернизации российского образования приобретает особое значение.
Все программы по русскому языку предполагают обращение к вопросам речевой культуры. Эти вопросы в центре внимания и на уроках подготовки к сочинениям, когда проводится работа по предотвращению речевых ошибок. Поэтому обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования речевой компетентности, т.е. развития таких видов деятельности, как слушание, чтение, говорение, письмо.
Формирование речевой компетентности – процесс длительный и сложный и должен осуществляться планомерно, целенаправленно, органично сочетаясь с отработкой орфографических и пунктуационных навыков.
ПЕДАГОГИ
Лаврентьева Ирина Александровна
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие — актерская этика и правила поведения. Инструктаж по технике безопасности.
Теоретическая часть: Беседа о правилах поведения в творческом коллективе. Границы критики и взаимопомощи. Примеры из практики великих актеров.
2. Речевая разминка.
Подготовка организма и психики к творческому состоянию, настройка на работу речевого аппарата.
2.1. Освобождение мышц.
Теоретическая часть: Схема действий при подготовке и проведении упражнений.
Практическая часть: Серия упражнений для обнаружения и снятия мышечных « зажимов» - раскручивания, потягивания. Постановка правильного набора воздуха, холодный и горячий выдох, регулирование порционного выдоха в форме упражнения – игры.
2.2. Дыхание.
Теоретическая часть: Схема действий при подготовке и проведении упражнений.
Практическая часть: Постановка правильного набора воздуха, холодный и горячий выдох, регулирование порционного выдоха в форме упражнения – игры.
2.3. Артикуляция.
Теоретическая часть: Схема действий при подготовке и проведении упражнений.
Практическая часть: Артикуляционная разминка, скороговорки, сложные звукосочетания, упражнения для губ, языка, глотки. Беззвучное произнесение гласных и согласных звуков.
3. Работа с авторским текстом.
3.1. Анализ (логика действия, предлагаемые обстоятельства).
Теоретическая часть: Методика разбора литературного материала и отличие драматического разбора от простого смыслового.
Практическая часть: Внимательное прочтение и разбор чтецкого материала с точки зрения рассказчика: что происходит, когда, где, как, каким образом. Последовательность развития рассказа, оценка событий, конфликт, борьба, выделение главного и второстепенного.
3.2. Творческий пересказ.
Теоретическая часть: Правила и примеры творческого пересказа.
Практическая часть: Психоэмоциональное присвоение текста, импровизация рассказа от первого лица, в нафантазированных предлагаемых обстоятельствах.
3.3. Логическое ударение, ритм, знаки препинания.
Теоретическая часть: Законы выделения главной мысли через интонацию и паузу.
Практическая часть: Работа с текстами разных жанров.
4. Сценическая практика.
4.1. Выступление на вечерах поэзии.
Теоретическая часть: Правила гигиены и безопасности при работе с голосом.
Практическая часть: Выступление на вечерах поэзии с исполнением небольших по объему текста произведений, в композиции из нескольких творческих работ учащихся группы.
4.2. Посещение концертов, поэтических вечеров.
Теоретическая часть: Техника безопасности при выездном занятии. Практическая часть: Посещение концертов, читок, поэтических вечеров в концертных залах, театрах, библиотеках с целью ознакомить учащихся с высокохудожественными образцами чтецкого искусства.
5. Итоговое занятие.
5.1. Итоговое занятие 1-го полугодия.
Теоретическая часть: Беседа о достижениях и об упущениях в чтецком творчестве.
Практическая часть: Показ лучших работ за полугодие.
5.2. Итоговое занятие 2-го полугодия.
Теоретическая часть: Обсуждение показа композиции из работ годового цикла.
Практическая часть: Публичный показ лучших работ.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: углубленное и подробное развитие культуры речи начинающего артиста, решение индивидуальных технических проблем учащегося в сочетании с постижением художественного образа литературного текста.