Культура речи и театр юного чтеца 


ПРОГРАММА 

ОПИСАНИЕ

Формирование культуры речи и развитие речевой компетенции учащихся - это важные задачи, стоящие перед учителями русского языка и литературы в современной школе. Проблема речевой культуры в условиях модернизации российского образования приобретает особое значение.

Все программы по русскому языку предполагают обращение к вопросам речевой культуры. Эти вопросы в центре внимания и на уроках подготовки к сочинениям, когда проводится работа по предотвращению речевых ошибок. Поэтому обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования речевой компетентности, т.е. развития таких видов деятельности, как слушание, чтение, говорение, письмо.

Формирование речевой компетентности – процесс длительный и сложный и должен осуществляться планомерно, целенаправленно, органично сочетаясь с отработкой орфографических и пунктуационных навыков.

ПЕДАГОГИ

Лаврентьева Ирина Александровна

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.         Вводное занятие — актерская этика и правила поведения. Инструктаж по технике безопасности.
Теоретическая часть: Беседа о правилах поведения в творческом коллективе. Границы критики и взаимопомощи. Примеры из практики великих актеров.

2.  Речевая разминка.
Подготовка организма и психики к творческому состоянию, настройка на работу речевого аппарата.

2.1.     Освобождение мышц.
Теоретическая  часть:  Схема  действий   при  подготовке  и   проведении упражнений.

Практическая часть: Серия упражнений для обнаружения и снятия мышечных « зажимов» - раскручивания, потягивания. Постановка правильного набора воздуха, холодный и горячий выдох, регулирование порционного выдоха в форме упражнения – игры.

2.2.  Дыхание.
Теоретическая   часть:   Схема   действий    при   подготовке   и    проведении упражнений.

Практическая часть: Постановка правильного набора воздуха, холодный и горячий выдох, регулирование порционного выдоха в форме упражнения – игры.

2.3.     Артикуляция.
Теоретическая часть: Схема действий при подготовке и проведении упражнений.

Практическая часть: Артикуляционная разминка, скороговорки, сложные звукосочетания, упражнения для губ, языка, глотки. Беззвучное произнесение гласных и согласных звуков.

3.  Работа с авторским текстом.
3.1.    Анализ (логика действия, предлагаемые обстоятельства).

Теоретическая часть: Методика разбора литературного материала и отличие драматического разбора от простого смыслового.

Практическая часть: Внимательное прочтение и разбор чтецкого материала с точки зрения рассказчика: что происходит, когда, где, как, каким образом. Последовательность развития рассказа, оценка событий, конфликт, борьба, выделение главного и второстепенного.

3.2.     Творческий пересказ.
Теоретическая часть: Правила и примеры творческого пересказа.

Практическая    часть: Психоэмоциональное          присвоение текста, импровизация рассказа от первого лица, в нафантазированных предлагаемых обстоятельствах.

3.3.     Логическое ударение, ритм, знаки препинания.
Теоретическая часть: Законы выделения главной мысли через интонацию и паузу.

Практическая часть: Работа с текстами разных жанров.

4.  Сценическая практика.
4.1.     Выступление на вечерах поэзии.

Теоретическая часть: Правила гигиены и безопасности при работе с голосом.

Практическая часть: Выступление на вечерах поэзии с исполнением небольших по объему текста произведений, в композиции из нескольких творческих работ учащихся группы.

4.2.     Посещение концертов, поэтических вечеров.
Теоретическая часть: Техника безопасности при выездном занятии. Практическая часть: Посещение концертов, читок, поэтических вечеров в концертных залах, театрах, библиотеках                                   с целью ознакомить учащихся с высокохудожественными образцами чтецкого искусства.

5.  Итоговое занятие.
5.1.     Итоговое занятие 1-го полугодия.

Теоретическая часть: Беседа о достижениях и об упущениях в чтецком творчестве.

Практическая часть: Показ лучших работ за полугодие.

5.2.     Итоговое занятие 2-го полугодия.
Теоретическая часть: Обсуждение показа композиции из работ годового цикла.

Практическая часть: Публичный показ лучших работ.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: углубленное и подробное развитие культуры речи начинающего артиста, решение индивидуальных технических проблем учащегося в сочетании с постижением художественного образа литературного текста.